[греч. Εὐγένιος κα Μακάριος] († 362/363), преподобные, исповедники Антиохийские, Мавританские (пам. 19 февр.; пам. зап. 20 дек.). История Е. и М. имеет 2 традиции изложения. Первая связана с Мученичеством вмч. Артемия (BHG, N 169 y-z), где рассказывается, что, когда имп. Юлиан Отступник (361-363), возглавив поход против персов, прибыл в Антиохию, к нему привели пресвитеров Е. и М. На допросе они не только не отреклись от христ. веры, но и обличили императора в нечестии, за что их подвергли пыткам. Вмч. Артемий, пришедший в Антиохию в числе др. военачальников, стал свидетелем мучений пресвитеров и упрекал Юлиана в жестокости и языческих заблуждениях. Артемия, Е. и М. бросили в темницу. Наутро Юлиан повелел отправить пресвитеров в место под названием Авгасис (Αὔγασις), где не было воды. Там святые пребывали 40 дней и скончались 20 дек.
Мон. Иоанн Родосский в поздней переработке Мученичества вмч. Артемия (BHG, N 170) называет место изгнания Е. и М. «Оасис Аравийский» (῎Οασις τῆς ᾿Αραβίας) и добавляет, что через 40 дней пресвитеры были обезглавлены.
Вторая традиция представлена в греч. Мученичестве Е. и М. и его кратких переводах на лат. язык (не позднее IX в.). Автор греч. жития рассказывает, что во время правления имп. Юлиана были схвачены братья-христиане Е. и М. Они предстали перед императором на суде. За отказ поклониться языческим богам братья были подвергнуты мучениям: их жгли огнем, подвесив вниз головой и связав ноги, затем положили на раскаленное железо. Юлиан хитростью, уговорами и обещаниями богатства пытался заставить Е. и М. поклоняться идолам. Когда братья отказались принести жертвы, император пригласил заклинателей змей. Но и змеи не устрашили Е. и М. Разгневанный Юлиан не казнил братьев, как они того желали, а отправил их в Мавританию, в г. Диндон (Δινδών). Е. и М. первыми проповедовали Евангелие местным жителям и совершили много чудес. Они поднялись на высокую гору, где в пещере жил огромный змей, причинявший вред обитателям этой страны. По молитве Е. и М. змей сгорел в огне, сошедшем с неба. Святые поселились на том месте и ничего не вкушали в течение 30 дней. После этого небесный свет в виде 12 лампад осветил пещеру и из камня, распавшегося на 2 половины, обильно потекла вода. Проведя 4 месяца в изгнании, Е. и М. с миром почили 22 февр.
Б. де Геффье (Gaiffier. 1960. P. 39) попытался объяснить отсутствие упоминания Антиохии в Мученичестве Е. и М. тем, что описание допроса пресвитеров в этом городе было вставлено в Житие вмч. Артемия, чтобы придать религ. окраску судебному процессу над этим чиновником.
В Житии мучеников Патермуфия, Коприя и Александра (ActaSS. Iul. T. 2. P. 703) Е. и М. упоминаются как епископы.
Наиболее раннее упоминание о Е. и М. находится в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 23 янв. Город, куда были изгнаны святые, назван Гильдоба (Гильдона).
В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память Е. и М. отмечена 20 дек. Городом их ссылки назван Анфидон (᾿Ανθηδών). Как сообщается в кратком сказании, Е. и М. совершили здесь много чудес и с миром скончались, при этом они названы мучениками. В печатных стишных синаксарях (Codex bibliothecae Universitatis Basileensis, XV в.) и в Венецианской Минее (Menaea Venetiis, 1596) Е. и М. упоминаются под 19 февр.
В Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.) сообщается, что Юлиан приказал бросить Е. и М. в ров, где было много пресмыкающихся разного рода, змей, червей и др. животных, а затем отправил их в Андидон (᾿Ανδηδών).
Служба Е. и М. вместе с Илией, Провом и Арисом содержится в слав. Служебной Минее XII в.
В Четьи-Минеи свт. Димитрия, митр. Ростовского, включено Житие Е. и М., составленное из неск. редакций Мученичества вмч. Артемия и греч. Жития Е. и М.